Блог

Как помочь ребенку выигрывать?

Будет ребенок чемпионом или нет зависит от многих факторов, но помочь ему в этом - можем мы с вами!

На последнем турнире, в выходные ученик шёл очень хорошо, играл на первых досках и боролся за медаль. После первого поражения расстроился, конечно, но держался. На следующий тур сел за партию уже очень напряжённым, в глазах был страх. Психологически партия уже стала проигранной.
Второй мальчик, с меньшим количеством очков и несколькими поражения, после нуля по невозможным ходам радостно пошёл играть новый тур. В чем разница?

Ответ - денежная мотивация. Одному сказали - если выиграешь турнир, удвоим тебе денежный приз. Как думаете, у кого была такая мотивация?

Такая мотивация была у первого мальчика. Поэтому после первого поражения все мысли уже стали не об игре, а о страхе не заработать деньги. И эти переживания были куда сильнее, чем желание играть и получать удовольствие от партии.

В итоге у Гоши неожиданно медаль в личном зачете по своему году, а у Олега поражение в последнем туре и только 4-место, что очень обидно, так как турнир складывался действительно очень хорошо и Олег играл как никогда сильно отрезок до первого поражения.

Что же плохого в денежной мотивации? Это, конечно, не значит, что она не имеет место быть! Я бы советовала ее делать не за турниры, чтобы не смещать акценты от игры, а например, за домашние тренировки: поднять рейтинг в классических шахматах или задачах на игровом портале, выиграть 3 партии подряд, сыграть с точностью 90% и т.д. Турниры не трогаем, цели и нормы лучше обсуждать и формировать с тренером. Турнир — это промежуточная проверка твоих знаний и возможностей. А вот помочь ребенку достичь успеха, правильно поддержать и замотивировать – можно и нужно! Давайте попробуем разобраться как это сделать.
Мало кто задумывается, что модели поведения формируются исходя из родительских слов и установок. Однако, дети воспринимают их не всегда так, как вы бы этого хотели. Помните, мы смотрели в онлайн-кинотеатре фильм с ребятами "В поисках Бобби Фишера"? Юный Джош хотел выигрывать для одобрения родителей, потому что так говорили отец и тренер. Сложности начались, когда выиграть очередной турнир не получилось, была проиграна партия в первом туре почти новичку. Отец Джоша не смог этого принять, не понял, что в этот момент ребенку больше всего нужна поддержка.

Конечно, страх проиграть — это самый распространенный барьер для любого спортсмена. Но, как правило, этот страх компенсируется желанием стать победителем, особенно, если это первая медаль или долгожданный кубок.
О психологии и как она мешает я уже писала ранее в блоге на портале. Читайте историю о Диларе и моих юношеских ошибках по ссылке https://www.chess.com/ru/blog/ElenaMikh/psikhologiia-v-shakhmatakh *Сейчас портал работает только с VPN
Если не получается победить, не беда, возможно пока ещё просто недостаточно знаний. Но если поражения повторяются из раза в раз, в том числе и с соперниками, у которых вы раньше выигрывали, то проблема стала психологической. Такое встречается, если ребёнок выиграл уже много турниров, а потом как бы 'встал на месте'. Что же случилось? Давайте попробуем разобраться.

Поддержка близких, внимание и радость от достижения новых высот выстраивают модель поведения ребёнка. Если победам перестают радоваться (их и так много, так и должно быть и т.п.), их обесценивают (да там играть было не с кем!), то ребёнок для получения внимания может начать проигрывать решающие партии, так как таким образом он получит либо заботу, либо хотя бы его отругают и родители на него обратят внимание! Равнодушие ребенок не может вынести и только с возрастом начнет к этому привыкать. Для него лучше получить негативные эмоции, чем остаться совсем незамеченным.

Если же постоянно ругать ребёнка за неудачи и сравнивать его с другими, вы получите совершенно противоположный результат, чем тот, что вы ожидаете. Ребенок смирится с тем, что он не может быть лучше и модель «неудачника» станет для него нормой. Ваши слова для него истина, он верит вам и со временем перестанет стараться, так как соответствует “неудачнику” и без усилий. Это то, что вы ему твердите. Даже если после фразы “ну вот у тебя опять не получилось” идет –“тебе нужно больше стараться, работать, прикладывать усилия”. У него в голове не совмещается эти две части, ведь второе не соответствует первому.

Для любого успеха необходима совокупность многих факторов, например, таких, как знания / умения, опыт / подготовка, поддержка, настрой и т.д. Если хоть одно звено начнет работать не так, остальное посыплется. Бывали в моей практике случаи, когда подготовку и настрой сбивали неожиданной ссорой с родителями (очень не вовремя!) перед партией. Соответственно игра вышла на второй план, а разочарование и несоответствие родительским установкам на первый. (Кстати, в таких случаях встречается "бесспорная" истина родителей – значит, тренер где-то не доработал.)
На самом деле, секрет успеха прост - радуйтесь процессу, гордитесь успехами и поддерживайте в трудные моменты.
Здоровая психика точно никому не помешает. Не пытайтесь свои ожидания повесить на ребенка, помогите ему делать свои шаги, дайте ему проложить свой собственный путь, поддерживайте его в его целях и намерениях. Тогда и результат будет ждать вас в конце пути.
И вот она долгожданная победа, все сработало как по маслу. Идеальный турнир, абсолютный результат, полный восторг. Теперь бы радоваться и выигрывать дальше, а нет… что-то опять не так?!

Когда достигнута долгожданная победа, вершина завоевана на следующем турнире получится один из трех сценариев:

1. Играем самоуверенно, недооцениваем своих соперников, играем неоправданно рискованно и плохо считаем, за что и получаем по носу. Наиболее распространённый сценарий. Особенно часто получается такой сценарий, если сразу после выигрыша попадаем по рейтингу в более сильную группу.

2. Выигрываем всех на кураже (срабатывает если турнирный состав равный и ребенок действительно один из сильнейших)

3. Проигрываем даже тем, кому никогда не проигрывали, так как боимся проиграть (или боимся разочаровать поражением родителей) и начинаем защищать свои пешки и сами зарываемся в глухую оборону.

Может так же проявляться в том, что вообще не хотим больше играть, чтобы остаться победителем и не упасть с вершины. Часто встречаются когда ребенок не чувствует поддержки или интереса со стороны родителей, а так же не верит в свои силы.

Такие случаи у меня тоже были и с ними крайне сложно работать. К сожалению, вначале моего тренерского пути мальчик так и остался победителем двух турниров, на втором выполнил норму юношеского разряда и больше не играл.

Лучшее, что можно сделать – это рассказать, предупредить и поделиться своими примерами и опытом. Конечно, каждый учится только на своих ошибках. Однако, когда ты являешься авторитетом для ученика и тебя готовы слушать, хотя бы морально подготовить к разному исходу мы способны. Пусть услышат и поймут не все, но что-то запомнят. Ходить мы тоже не сразу стали, и говорить тоже, а слушать и понимать будем учиться всю свою жизнь.